Зарубежные станции обслуживания китайской полиции

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Значок зарубежной станции обслуживания Фучжоу

Термин «зарубежная станция обслуживания» (кит. упр. 海外服务站; пиньинь hǎiwài fúwù zhàn) и связанные с ним фразы «За границей 110» и «110 за границей» (кит. упр. 海外110; пиньинь hǎiwài yībǎiyīshí; отсылаясь на номер китайской службы экстренной помощи для полиции), относятся к различным внеправовым службам, созданным Министерством общественной безопасности Китая вне Китая. Представители китайского правительства заявляют, что эти станции создавались для предоставления в зарубежных странах бюрократической помощи гражданам КНР, такой как продление срока действия документов, и для борьбы с транснациональной преступностью, такой как онлайн-мошенничество.

В 2022 году правозащитная группа Safeguard Defenders опубликовала документ о станциях, который поднял вопрос об их правомерности. Safeguard Defenders утверждают, что эти офисы используются для запугивания китайских диссидентов[en] и подозреваемых в совершении преступлений за границей, чтобы убедить их вернуться в Китай. Отчёт привёл к расследованию станций правительствами нескольких стран.

История[править | править код]

По словам Мэтта Шрейдера, пишущего для Джеймстаунского фонда, «зарубежные китайские станции обслуживания» (кит. упр. 华助中心; пиньинь huázhù zhōngxīn) были впервые открыты в 2014 году. При этом к 2019 году было открыто 45 центров в 39 странах. По словам Шредера, центры в основном формировались из существующих организаций Единого фронта и не имели полицейских полномочий. Несмотря на критику в их адрес, центры имели несколько законных миссий: помощь жертвам преступлений в общении с полицией принимающей страны и интеграция новых иммигрантов. Шрадер указал на отсутствие прозрачности в отношениях между центрами и китайским правительством, в особенности персоналом Рабочего отдела Единого фронта и их операциями по политическому влиянию[1].

По данным организации Safeguard Defenders, уже в 2016 году полицейское управление Наньтун открыло первые «зарубежные станции обслуживания», также называемыми «110 за границей» (кит. 海外110; пиньинь hǎiwài yībǎiyīshí) как часть пилотного проекта. Safeguard Defenders заявила, что департамент открыл офисы в шести странах, которые раскрыли не менее 120 уголовных дел с участием граждан Китая, а также задержали более 80 человек в Мьянме, Камбодже и Замбии[2]. Нидерландские организации RTL News и Follow the Money сообщили, что впоследствии Бюро общественной безопасности Вэньчжоу установило «контактный пункт» в Сиднее, а Бюро общественной безопасности Лишуй в 2018 году открыло два «пункта» в Нидерландах: в Амстердаме и в Роттердаме[2][3]. Согласно расследованию этих нидерландских организаций, полицейские управления Фучжоу и Цинтяня должны были открыть самые многочисленные офисы за границей, причём последние должны были начать свою программу в 2019 году. Радио «Свободная Азия» сообщила, что по состоянию на октябрь 2022 года всего было создано 54 таких станций в 30 странах мира[4].

Заявление Safeguard Defenders[править | править код]

В сентябре 2022 года организация Safeguard Defenders опубликовала отчёт, в котором утверждается, что полицейские участки за границей являются частью программы под названием «Операция "Охота на лис"[en]». Согласно отчёту, участки используются для преследования и принуждения лиц, разыскиваемых китайским правительством, включая диссидентов. Посредством угроз им и их семьям, на таких людей оказывается давление для того, чтобы они вернулись в Китай, где они будут задержаны[5][6]. Safeguard Defenders заявила, что в период с апреля 2021 года по июль 2022 года китайское правительство зарегистрировало 230 тыс. «подозреваемых в мошенничестве», которых «убедили вернуться». Организация заявила, что служебные станции нарушили суверенитет принимающих стран, позволив китайской полиции обходить правила и процедуры сотрудничества полиции[4][7]. Например, Ван Цзинъюй, диссидент, который бежал из Китая в Нидерланды после того, как на него начали оказывать давление за посты в социальных сетях, заявил, что ему угрожали и отправляли оскорбительные сообщения со стороны роттердамской резидентуры, чтобы заставить его вернуться в Китай вместе с его родителями, которые остались в Китае, став мишенью для китайских органов[3][8]. Другим примером давления китайской полиции является уведомление, выпущенное зарубежной станцией, управляемой правительством Лайяна в Мьянме, в котором говорилось, что китайские граждане, находящиеся в этой стране нелегально, должны вернуться в Китай, иначе «будут последствия для их близких» (например, отмена их государственных пособий)[2]. Анонимный чиновник Министерства иностранных дел Китая в интервью El Correo[en], заявил, что радиостанции использовали тактику «убеждения», чтобы переубедить тех, кого разыскивает правительство, вернуться в Китай, указав на трудности с принуждением европейских государств к экстрадиции в Китай[9][10].

Критика отчёта[править | править код]

По словам ученого-правоведа из Йельского университета и эксперта по Китаю Джереми Даума, документ, опубликованный защитниками Safeguard, основан на неправильном переводе китайского языка[11]. Например, авторы отчёта неправильно перевели китайский документ, описывающий оперативную группу полиции, действовавшую в провинции Юньнань, полагая вместо этого, что эта оперативная группа «направлялась за границу». По его мнению, неправильный перевод заставил Safeguard Defenders предположить, что действия местной полиции в Китае происходили в зарубежных странах. Даум также заявил, что участки, открытые за границей, не укомплектованы сотрудниками полиции и не являются подпольными. Вместо этого они активно рекламируют свои услуги, в первую очередь способствуя развитию бизнеса внутри и за пределами Китая. Китайские диссиденты, проживающие за пределами Китая, раскритиковали интерпретацию Джереми Даумом функций зарубежных полицейских участков[12].

Реакция правительства Китая[править | править код]

По информации правительства Китая, центры были созданы для того, чтобы позволить гражданам Китая получать доступ к административным услугам, таким как продление водительских прав и других документов, без необходимости приезжать в Китай, особенно во время пандемии COVID-19, а также для противодействия транснациональной преступности, в особенности мошенничеству, затрагивающему зарубежные китайские общины[7][13]. В мае 2022 года China Youth Daily заявила, что станции, управляемые властями Фучжоу, получили более 1800 сообщений из 88 стран[14].

Реакция других правительств[править | править код]

49 Уотфорд-уэй, один из предполагаемых зарубежных полицейских участков КНР в Лондоне, Великобритания

В ответ некоторые страны, в том числе США, Канада, Великобритания, Испания, Португалия и Нидерланды, объявили, что проведут расследование в отношении станций обслуживания[4][15][16]. В конце октября 2022 года министерство иностранных дел Ирландии приказало закрыть станции в Дублине. При этом одна из них к моменту заявления уже прекратила работу и сняла свою вывеску, когда были введены процедуры продления электронного удостоверения личности[4][17]. Министерство иностранных дел Нидерландов заявило, что, поскольку китайское правительство не уведомило страну о станциях дипломатическим путём, они действовали незаконно, а значит их деятельность должна быть подвергнута дальнейшему расследованию[18]. Министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра позже приказал закрыть обе станции обслуживания[19]. В ноябре 2022 года Канада вызвала посла Китая Цун Пейу, потребовав с него «прекратить» практику зарубежных станций обслуживания[20]. В декабре 2022 года Италия объявила, что её полиция прекращает совместное патрулирование с китайскими полицейскими внутри итальянских городов[21].

В январе 2023 года The New York Times, ссылаясь на анонимные источники, сообщила, что в конце 2022 года агенты контрразведки Федерального бюро расследований совершили налёт на предполагаемый аванпост, созданный муниципальными властями Фучжоу и размещённый в офисе Американской ассоциации обменников в манхэттенском Чайна-тауне[12].

Прекращение деятельности[править | править код]

По результатам расследования о деятельности неофициальных представительств китайских правоохранительных органов власти Великобритании заявили, что на июнь 2023 года «тайные полицейские участки» прекратили свою деятельность[22].

Примечания[править | править код]

  1. “Chinese Assistance Centers” Grow United Front Work Department Global Presence (амер. англ.). Jamestown. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 12 июля 2019 года.
  2. 1 2 3 "China establishing overseas police presence in Australia and around the world". ABC News. 2022-10-12. Архивировано 19 ноября 2022. Дата обращения: 29 января 2023.
  3. 1 2 China heeft illegale politiebureaus in Nederland: aanwijzingen voor intimidatie (нидерл.). RTL Nieuws (25 октября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 18 ноября 2022 года.
  4. 1 2 3 4 China runs illegal police operations on foreign soil via 'overseas service centers' (англ.). Radio Free Asia. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 1 ноября 2022 года.
  5. Didi Kirsten Tatlow. Xi Jinping ramps up China's surveillance, harassment deep in America (англ.). Newsweek (3 декабря 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 27 января 2023 года.
  6. China accused of using overseas bases to target dissidents (англ.). Associated Press (27 октября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 20 января 2023 года.
  7. 1 2 China accused of creating overseas 'police stations' to target dissidents (амер. англ.). PBS NewsHour (27 октября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 30 января 2023 года.
  8. We Visited a ‘Secret Chinese Police Station’ in London (англ.). Vice. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 5 марта 2023 года.
  9. Las operaciones 'secretas' de la policía china en España (исп.). El Correo (8 октября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 13 декабря 2022 года.
  10. China Accused of Planting Illegal Police Stations Overseas (англ.). www.vice.com. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
  11. Jeremy Daum. “Overseas Police Stations?” : A clearer look (амер. англ.). China Law Translate (3 ноября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
  12. 1 2 Rajagopalan, Megha (2023-01-12). "With F.B.I. Search, U.S. Escalates Global Fight Over Chinese Police Outposts". The New York Times. Архивировано 30 января 2023. Дата обращения: 29 января 2023.
  13. John Feng. China has opened up secret police stations in these countries (англ.). Newsweek (19 октября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 4 января 2023 года.
  14. 福州警方发布“海外110”原创标识. China Youth Daily. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 20 декабря 2022 года.
  15. Reuters. FBI director ‘very concerned’ by reports of secret Chinese police stations in US (англ.). the Guardian (18 ноября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 2 февраля 2023 года.
  16. Toronto businessman allegedly focus of Chinese interference probes: sources | Globalnews.ca (амер. англ.). Global News. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  17. Chinese overseas police station in Dublin ordered to shut (англ.). The Irish Times. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 19 ноября 2022 года.
  18. "Dutch probe 'illegal' China gov't offices in Netherlands". Reuters. 2022-10-26. Архивировано 31 января 2023. Дата обращения: 29 января 2023.
  19. Netherlands orders closure of illegal Chinese police offices (англ.). South China Morning Post (2 ноября 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 14 февраля 2023 года.
  20. Canada issues ‘cease and desist’ warning to China over ‘police stations’ in Ottawa (англ.). the Guardian (1 декабря 2022). Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 31 января 2023 года.
  21. "Italy stops joint police patrols with China - interior minister". Reuters. 2022-12-19. Архивировано 28 февраля 2023. Дата обращения: 29 января 2023.
  22. Британия осталась без китайских «полицейских участков». Коммерсантъ (7 июня 2023). Дата обращения: 8 июня 2023. Архивировано 7 июня 2023 года.